Нёлтэк
- Подробности
- Категория: Репертуар
- Опубликовано 22.11.2017 19:43
- Просмотров: 653
Режиссёр спектакля:
Матрена Корнилова, заслуженная артистка РС (Я)
Художественный руководитель ГТ КМНС:
Никитина Любовь, заслуженный работник культуры РС (Я)
Ассистент режиссера:
Ева Кузьменко, отличник культуры РС(Я)
Сценография:
Михаил Егоров, заслуженный работник культуры РС (Я)
Композитор: Николай Михеев
Консультант по эвенскому фольклору, языку:
Варвара Белолюбская, кандидат филологических наук
Научный консультант:
Сардана Шарина, кандидат филологических наук
Вокал: Инесса Томская, Степанида Павлова-Синильга
Художник по костюмам:
Саргылана Иванова, заслуженный деятель искусств РС (Я)
Костюмы: Надежда Феофанова, отличник культуры РС(Я)
Звукорежиссер: Леонид Иванов, отличник культуры РС (Я)
Координатор проекта: Виктория Анисимова, заслуженный работник культуры РС(Я)
Действующие лица и исполнители:
Нёлтэк - Вилена Слепцова, отличник культуры РС (Я)
Парень-олень – Алгыс Николаев
Старик–сказитель – Айтал Степанов
Мать – Катерина Захарова
Отец – Софрон Аммосов
Вожак-чёрт - Климентий Черёмкин, отличник культуры РС(Я)
Матка-чертиха – Юлиана Харлампьева, отличник культуры РС (Я)
Няня – Марина Иванова
В массовых сценах заняты артисты театра, участники народного ансамбля «Гулун» и ансамбля СВФУ им. М.К. Аммосова «Сияние Севера».
Содержание
Эвенский народ имеет богатое устное творчество. Оно зародилось еще в глубокой древности. Долгое время, до появления письменности, фольклор служил народу как «учебник жизни», источник мудрости. Он передавал из поколения в поколение не только жизненную мудрость, но его философию и этику.
Вашему вниманию представлен один из вариантов нимкана-сказания «Нёлтэк», записанный ученым Василием Афанасьевичем Роббеком в 1975 году от сказительницы Евдокии Иннокентьевны Тайшиной, 1892 года рождения, уроженки м. Десэчэн Березовского сельского Совета Среднеколымского района Якутской АССР.
В эпическом сказании «Нёлтэк» говорится о событиях седой старины, когда предки эвенов вели смертельную борьбу за жизнь. Лишь благодаря оленям смогли выжить эвены в то жестокое время. В нимкане-сказании это показано через образ верхового оленя (учака) героини Нёлтэк.
Сможет ли молодое поколение наших дней в ситуации нарастающей глобализации бороться за свое существование? Будет ли оно бороться за сохранение обычаев своего народа? За историю? За традиции? За выживание?
Человек должен быть органически связан с прошлым своего народа, его традициями, обычаями, языком, культурой, ибо Человек без корней — это птица без крыльев, это дом без фундамента...