Нёлтэк

Нёлтэк 9a734

Режиссёр спектакля:

Матрена Корнилова, заслуженная артистка РС (Я)

Художественный руководитель ГТ КМНС:

Никитина Любовь, заслуженный работник культуры РС (Я)

Ассистент режиссера:

Ева Кузьменко, отличник культуры РС(Я)

Сценография:

Михаил Егоров, заслуженный работник культуры РС (Я)

Композитор: Николай Михеев

Консультант по эвенскому фольклору, языку:

Варвара Белолюбская, кандидат филологических наук

Научный консультант:

Сардана Шарина, кандидат филологических наук

Вокал: Инесса Томская, Степанида Павлова-Синильга

Художник по костюмам:

Саргылана Иванова, заслуженный деятель искусств РС (Я)

Костюмы: Надежда Феофанова, отличник культуры РС(Я)

Звукорежиссер: Леонид Иванов, отличник культуры РС (Я)

Координатор проекта: Виктория Анисимова, заслуженный работник культуры РС(Я)

Действующие лица и исполнители:

Нёлтэк - Вилена Слепцова, отличник культуры РС (Я)

Парень-оленьАлгыс Николаев

Старик–сказительАйтал Степанов

МатьКатерина Захарова

ОтецСофрон Аммосов

Вожак-чёрт - Климентий Черёмкин, отличник культуры РС(Я)

Матка-чертихаЮлиана Харлампьева, отличник культуры РС (Я)

НяняМарина Иванова

В массовых сценах заняты артисты театра, участники народного ансамбля «Гулун» и ансамбля СВФУ им. М.К. Аммосова «Сияние Севера».

Содержание

Эвенский народ имеет богатое устное творчество. Оно зародилось еще в глубокой древности. Долгое время, до появления письменности, фольклор служил народу как «учебник жизни», источник мудрости. Он передавал из поколения в поколение не только жизненную мудрость, но его философию и этику.

Вашему вниманию представлен один из вариантов нимкана-сказания «Нёлтэк», записанный ученым Василием Афанасьевичем Роббеком в 1975 году от сказительницы Евдокии Иннокентьевны Тайшиной, 1892 года рождения, уроженки м. Десэчэн Березовского сельского Совета Среднеколымского района Якутской АССР.

В эпическом сказании «Нёлтэк» говорится о событиях седой старины, когда предки эвенов вели смертельную борьбу за жизнь. Лишь благодаря оленям смогли выжить эвены в то жестокое время. В нимкане-сказании это показано через образ верхового оленя (учака) героини Нёлтэк.

ZK3A5406 f76e5

Сможет ли молодое поколение наших дней в ситуации нарастающей глобализации бороться за свое существование? Будет ли оно бороться за сохранение обычаев своего народа? За историю? За традиции? За выживание?

Человек должен быть органически связан с прошлым своего народа, его традициями, обычаями, языком, культурой, ибо Человек без корней — это птица без крыльев, это дом без фундамента...